Михаил Зборовский: NFT, VR и метавселенные так и не интегрировались в iGaming
Подивитись всі дописи у розділі: Прес-релізи. Розміщено: 22.10.2025 в 14:35.Несмотря на волну хайпа, которая прокатилась по мировым рынкам в 2021-2022 годах, такие технологии, как NFT (невзаимозаменяемые токены), VR (виртуальная реальность) и метавселенные, пока не смогли стать реальными драйверами развития индустрии. Наш собеседник на личном опыте сопоставил желания и реальность. Михаил Зборовский Космобет бенефициар в прошлом, а ныне эксперт по развитию iGaming продуктов.
Причин, по которым всё застопорилось на одном уровне развития достаточно много. Даже сами игроки не готовы к таким изменениям. На текущем этапе они остаются скорее инструментом PR-инновационности, нежели основой для прибыльного и масштабируемого бизнеса. Легальные компании, фокусируются на проверенных и доступных технологиях, которые приносят немедленную экономическую отдачу.
Высокая стоимость входа и низкая база пользователей
Основная причина медленной интеграции VR и метавселенных в iGaming кроется в экономических и технологических барьерах. Гарнитуры виртуальной реальности, такие как устройства от Meta или Apple, остаются слишком дорогими для массового потребителя, что ограничивает базу потенциальных пользователей. Оператору невыгодно создавать сложное и дорогостоящее «VR-казино», если его аудитория, по данным Mobile World Live, исчисляется мизерным процентом от общего числа игроков.
Кроме того, технология требует высокоскоростного интернета и мощного аппаратного обеспечения со стороны пользователя. Для легального рынка, который стремиться к максимальной доступности, такие высокие требования являются неприемлемыми.
Падение хайпа и регуляторные сложности NFT
NFT и связанные с ними криптовалютные инновации столкнулись с проблемой несоответствия хайпа и реального спроса. После резкого падения рынка NFT в 2024–2025 годах, технология потеряла свою инвестиционную привлекательность и массовый интерес. Для iGaming-операторов, которые ищут стабильные и масштабируемые решения, работа с крайне волатильным и непредсказуемым рынком токенов стала слишком рискованной.
| Технология | Основная проблема интеграции | Влияние на iGaming-рынок |
| VR/AR | Высокая стоимость устройств, низкая база пользователей | Ограничение доступа, низкая окупаемость инвестиций |
| Метавселенные | Сложность разработки, отсутствие единой платформы | Высокие невозвратные затраты (Sunk Costs) |
| NFT | Падение рынка, волатильность, регуляторные барьеры | Несовместимость с требованиями AML и KYC |
Кроме того, использование NFT и криптовалюты создаст серьезные регуляторные барьеры. Легальные компании обязаны соблюдать строгие процедуры AML (борьба с отмыванием денег) и KYC (идентификация клиента). Криптовалютные транзакции, которые часто позиционируются как анонимные, идут в прямое противоречие с этими требованиями, что делает их крайне сложными для интеграции в легальный бизнес. Михаил Зборовский уверен, бренды по примеру Космобет, будут инвестировать в технологии, работающие уже сегодня.


